Вегетарианство и доброта

Сторонники вегетарианства, указывают, что воспитание доброты в человеке столь важно, что нельзя оставлять без внимания один из путей ее достижения — вегетарианство

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что тот не может быть добрым человеком, кто жесток с животными.

Шопенгауэр

Люди, будьте гуманны! Это ваш первый долг. К чему вся ваша мудрость без милосердия?

Руссо

Слова Ж-Ж. Руссо о доброте как о первом долге человека отражают отношение к этому качеству общества. Сторонники вегетарианства, например, указывают, что воспитание доброты в человеке столь важно, что нельзя оставлять без внимания один из путей ее достижения — вегетарианство. Пифагор так выражал эту мысль: «Кто возмущается убийством других созданий, как делом несправедливым и неестественным, тот сочтет еще более беззаконным убивать человека или начинать войну». Эту же мысль выразил в стихотворной форме Овидий, излагая учение великого философа:

Люди! Убить человека не трудно тому, кто, внимая
Жалким предсмертным блеяньям, режет телят неповинных,
Кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны
Плачу дитяти; кто птицу небесную бьет для забавы
Или, нарочно, — своею рукою вскормив, — пожирает!

Руссо, как и другие вегетарианцы, был убежден, что питание мясом отражается на характере человека: «Чрезвычайно важно не искажать природного вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья, то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось, а достоверно, что большие охотники до мяса вообще бывают людьми жестокосердными». И еще: «Дикари вообще жестоки, и эта жестокость имеет своим источником не природу их, а пищу».

Эту же мысль высказывал и философ античности Сенека: «Жестокость неизбежно становится присущей человеку, лишь только он прибегает к убийству ради удовлетворения похоти и обжорства».

Один из основоположников морфологии и географии растений, русский ботаник-эволюционист А.Н. Бекетов высшим проявлением человеческой природы называл гуманность и считал главной, задачей человека освободиться от «давящей его животности», а мешал этому, по его мнению, способ питания современного человека — мясной пищей.

Многие авторы работ по вегетарианству не только видели прямую связь между питанием мясом и жестокостью, но также считали, что питание мясом — причина агрессивности человека и источник войн. В качестве доказательства они приводили изменения в характере животных, например медведей, которые становились агрессивными, как только их начинали кормить мясом.

Мысль о связи насилия, войн с жестокостью по отношению к животным выразил в поэтической форме английский поэт Д. Гей:

Покорная овца безвинно умирала
На бойне под ножом кровавым мясника,
А стадо робкое безропотно стояло,
На смерть ужасную смотря издалека,
И очереди ждало.
Свирепый боров дикий мимо проходил
И злобно насмехался и дразнил
Дрожащее, беспомощное стадо:
«Вот, бьют вас, подлых трусов. Так и надо!»
.............................................
Старик баран сказал: Что лаешься напрасно?
Чем виноваты мы? Наш кроткий род таков,
Что нет у нас клыков,
Но мы пред нашей смертью лютой и ужасной
Глядим в глаза врагов
И знаем, умирая: в каждом злом деянье
Есть злу — возмездие, насилью — воздаянье;
На этих самых бойнях, где нас бьют,
В кровавых лоскутах бараньей кожи смрадной
Враги жестокие найдут
Орудья казни беспощадной.
Двух грозных мстителей людской природы всей:
Пергамент — для судебных кляузных писаний,
Раздоров, пререканий
И звонкий барабан, зовущий в «поле браней»,
Ведущий в смертный бой озлобленных людей.
Давно сторицею отметили за барана -
Пергаменты и барабаны!

Доброе отношение к животным, готовность ущемить себя, чтобы не причинять страдания другому существу, возвышают человека. Если, действуя гуманно по отношению к людям, человек еще может рассчитывать на какую-то компенсацию своих добрых поступков, то доброта в отношении животных — это чистый альтруизм, не ищущий награды. Этическое вегетарианство приобщает человека к самой бескорыстной, самой совершенной форме взаимоотношений с окружающим миром.

И.Л. Медкова, Т.Н. Павлова

Шпинат с темной фасолью

Вам потребуется:

250 г темной фасоли, 900 мл воды, 15 г тертого имбиря, 450 г свежего шпината,...

Еврейский апельсиновый торт
  • 225 г просеянной муки с разрыхлителем теста
  • 1/4 ч.л. соды
  • 1/2 ч.л. пекарного порошка
  • 100 г...
Гоби Чаман (цветная капуста с паниром и тмином)

Рецепт: На 4–6 порций:

  • 1 фунт (454 г) помытой и порезанной цветной капусты;
  • панир ,...
Македонский салат

Что нужно:

  • огурцы — 2 шт.
  • помидоры — 2 шт.
  • сладкий перец маринованный — 300 г
  • брынза — 150 г
  • ...
Суп-пюре из овощей
  • Коренья для супа 1 пучок
  • 3 картофелины
  • несколько мелких кочешков цветной капусты
  • 3–4 стакана...
Торт с кокосом и карамелью

Для теста:

  • 175 г муки с разрыхлителем теста
  • 1/2 ч.л. пекарного порошка
  • 50 г коричневого...